«Отцы и дети» | Сочинение по литературе | Испытание Базарова любовью

Евгений Базаров и Анна Одинцова | "Отцы и дети" сочинение

В произведениях русской литературы герои постоянно подвергаются различного рода испытаниям и проверкам, но отнюдь не всегда проходят их успешно. Нередко за неудачами в чём-то одном следует крах всей жизни героя, как мы и видим в романе «Отцы и дети»: неудачи в любви, разлад с самим собой приводит главного героя к жутким душевным терзаниям, а после он и вовсе начинает угасать. В это сложно поверить, учитывая то, каким герой — Евгений Базаров — предстаёт вначале.

Так каков он изначально? Человек из народа, о чём свидетельствует всё — от внешнего вида до поведения. В нём нет ни капли душевности и чувственности, он — нигилист и не признаёт ничего недостоверного, ничего, что так или иначе не может проверить сам. И, разумеется, существование такого тёплого, нежного и светлого чувства, как любовь, отвергается им напрочь. Его нигилизм проявляется в следующем: если женщина не может дать то, для чего она якобы предназначена, то, что ему нужно для удовлетворения физиологических потребностей, значит, от женщины толку нет, как нет смысла в том, чтобы с ней заводить какие-либо романтические отношения. Но по иронии судьбы всё складывается наперекор его твёрдым взглядам и убеждениям.

Любовь Базарова в «Отцах и детях»

В определённым момент с Базаровым случается то, чего он никак не ожидал — он встречает Одинцову и влюбляется. Изменения происходят не мгновенно, но необратимо. Поначалу он замечает только на её тело, но уже тут выделяет её из остальных. По мере их дальнейшего общения его чувство развивается и становится чем-то большим, нежели просто влечением. Разумеется, Базарову, который раньше ничего подобного не испытывал, это непривычно и неприятно. К тому же, это радикально противоречит его когда-то твёрдым убеждениям. Свою растерянность от внезапного проявления чувств он пытается скрыть за грубостью и цинизмом, но и это не длится вечно.

Когда Базаров и Аркадий впервые приезжают в гости к Анне Сергеевне, Евгений пытается оставаться хладнокровным. Он замечает симпатию Аркадия к Одинцовой и, сам не осознавая того, чувствует лёгкую ревность. Базаров ведёт себя очень необычно: его характерная раскованность сменяется смущением, и это заметно и Аркадию, и Одинцовой.

В следующую их встречу Базаров волнуется уже заранее. Он в глубине души осознаёт, что испытывает настоящие любовные чувства, как бы это ни было ему неприятно. Более того, он не отказывается от своих чувств и, очевидно, на самом деле весьма хочет взаимности, пусть и принося в жертву свои убеждения. Но он всё ещё скован и обезоружен, пытается отделаться грубостью и предпринимает попытки оскорблять всё романтическое и трогательное. Тем не менее, Одинцова буквально вытягивает у Базарова признание в любви, и он и вправду искренне сознаётся в своих чувствах. Однако для неё это отнюдь не имело такого большого значения, как для Евгения. Несмотря на некоторую симпатию к нему, настоящих чувств в её сердце не было, а тех эмоций, что были, было недостаточно для того, чтобы она стала жертвовать привычным спокойствием и комфортом.

Испытание любовью как кульминация «Отцов и детей»

Этот момент и можно назвать самым главным, своеобразной кульминацией или же настоящим испытанием героя. Базаров отвергнут. Он уже сам разрушил всё, во что верил, оказавшись порабощённым чувствами, а не здравым смыслом. Прежнего Базарова больше не существует — испытание любовью сломило и уничтожило его. Он потерял всякий интерес к жизни, он как будто бы умер. Нельзя сказать, что он прошёл испытание любовью успешно, ведь оно действительно сломило его. Сложно понять, но можно предположить, что отчасти виной тому послужило его слепое упрямство и то, как он противился чему-то по-настоящему человеческому, не желал принять то, что для человека путь к счастью один — любить и чувствовать. В итоге вместо того, чтобы согреться этим чувством, он лишь очень сильно обжёгся и был уже не в состоянии что-то предпринять и спасти свою душу.

Тем самым Тургенев на примере Базарова в «Отцах и детях» показывает многие возможные стороны человеческой души и разума, их столкновение. Он заставляет задуматься и помогает расставить приоритеты относительно того, что в жизни важно на самом деле. Из романа становится ясно, что нельзя недооценивать значение человеческих чувств или переживаний, что следует делать всё возможное, чтобы душа и разум сосуществовали в гармонии и помогали предотвратить отчаяние, не допуская того, чтобы человек бросался в крайности и не видел в жизни смысла, потому что любую боль и поражение можно пережить, главное — верить в лучшее.